Мой блог

5 способов мотивировать школьника заниматься без контроля родителей

Ко мне за советом иногда обращаются родители, чьи дети не хотят заниматься самостоятельно или делают это небрежно.

В чём проблема такого отношения? Чем младше ребёнок, тем сложнее ему верно оценить весь объём работы и распределить его по времени, именно поэтому в начальной школе дети нуждаются в контроле со стороны взрослых. Не пугайтесь слова «контроль»: важно приглядывать за тем, как ребёнок относится к работе в школе и вовремя включаться, если требуется помощь.

Но чрезмерная активность тоже вредит. Родителю важно быть малозаметным помощником, к которому надо обращаться, когда  сложно справиться самому. 

Если же с первого класса родитель активно включился в учебный процесс и ребёнок привык к пристальному вниманию и ежедневной проверке успеваемости и выполнения домашних заданий, то и это исправимо. 

Вот 5 простых и эффективных способов:

  1. Создайте вместе с ребёнком органайзер и повесьте его над столом, на видном месте. Это некий чек-лист, в котором перечислены все школьные задания на день. Покажите ребёнку, как отмечать выполненное, пусть это будет заметная зелёная галочка — так психологически ребёнку будет легче и интереснее делать уроки самостоятельно. На первом этапе это отнимет определённое время, но потом навык закрепится, и ребёнок сам научится готовить чек-листы и отмечать выполненное. 
  2. Мотивируйте. Сейчас много интересных систем поощрения, например, начисление баллов. Сделал задание качественно, выучил правило, прочитал параграф — получаешь баллы, получил хорошую оценку, хорошо сдал ВПР — баллы растут. Так можно накопить на поход в аквапарк или новые наушники. Этот способ хорошо пересекается с реальностью: все мы получаем определённые бонусы, если вкладываемся по максимуму и не пренебрегаем работой.
  3. Хвалите. Не стоит говорить «молодец» или «великолепно» — это слишком абстрактные слова. Отмечайте видимые успехи: сегодня ты сделал упражнение по русскому языку сам, видно, что старался, радуюсь за тебя».
  4. Учите смотреть вперёд. Дети не умеют быть проактивными, им сложно предвидеть результат. Проговаривайте, какие преимущества есть у тех, кто делает всё вовремя и качественно, как пригодятся полученные через год знания, насколько приятно учиться, если не догоняешь, а идёшь впереди всех.
  5. Подключите других. Друзья-одноклассники (вместе заниматься веселей), бабушка или дедушка, сестра или брат. Вот пример. Пятиклассник не занимался полноценно, нуждался во внимании, пока не пожил неделю с тётей. Отличница, выпускница МГУ, послужила отличным примером ребёнку, несколько раз обсудила с ним изучаемые темы, посмотрела тетради — ребёнка как подменили: захотел, как тётя, много знать.

Бывает, что дело не в самоорганизации, а в пробелах: ребёнку сложно, когда лавиной накрывают новые задания, если он ещё не разобрался в предыдущих. В таких случаях поможет репетитор или онлайн-курс по предмету. Второе — более экономный вариант. Курс подготовки к ВПР в 4 классе, который я веду, включает 3 предмета, что облегчает повторение.

Успешная сдача ВПР — ещё один мотиватор: позиция «я могу» закрепляется, ребёнок начинает верить в свои силы и постепенно учится обходиться без помощи родителей.

Made on
Tilda