5 способов мотивировать школьника заниматься без контроля родителей
2022-06-09 21:00
Ко мне за советом иногда обращаются родители, чьи дети не хотят заниматься самостоятельно или делают это небрежно.
В чём проблема такого отношения? Чем младше ребёнок, тем сложнее ему верно оценить весь объём работы и распределить его по времени, именно поэтому в начальной школе дети нуждаются в контроле со стороны взрослых. Не пугайтесь слова «контроль»: важно приглядывать за тем, как ребёнок относится к работе в школе и вовремя включаться, если требуется помощь.
Но чрезмерная активность тоже вредит. Родителю важно быть малозаметным помощником, к которому надо обращаться, когда сложно справиться самому.
Если же с первого класса родитель активно включился в учебный процесс и ребёнок привык к пристальному вниманию и ежедневной проверке успеваемости и выполнения домашних заданий, то и это исправимо.
Вот 5 простых и эффективных способов:
Создайте вместе с ребёнком органайзер и повесьте его над столом, на видном месте. Это некий чек-лист, в котором перечислены все школьные задания на день. Покажите ребёнку, как отмечать выполненное, пусть это будет заметная зелёная галочка — так психологически ребёнку будет легче и интереснее делать уроки самостоятельно. На первом этапе это отнимет определённое время, но потом навык закрепится, и ребёнок сам научится готовить чек-листы и отмечать выполненное.
Мотивируйте. Сейчас много интересных систем поощрения, например, начисление баллов. Сделал задание качественно, выучил правило, прочитал параграф — получаешь баллы, получил хорошую оценку, хорошо сдал ВПР — баллы растут. Так можно накопить на поход в аквапарк или новые наушники. Этот способ хорошо пересекается с реальностью: все мы получаем определённые бонусы, если вкладываемся по максимуму и не пренебрегаем работой.
Хвалите. Не стоит говорить «молодец» или «великолепно» — это слишком абстрактные слова. Отмечайте видимые успехи: сегодня ты сделал упражнение по русскому языку сам, видно, что старался, радуюсь за тебя».
Учите смотреть вперёд. Дети не умеют быть проактивными, им сложно предвидеть результат. Проговаривайте, какие преимущества есть у тех, кто делает всё вовремя и качественно, как пригодятся полученные через год знания, насколько приятно учиться, если не догоняешь, а идёшь впереди всех.
Подключите других. Друзья-одноклассники (вместе заниматься веселей), бабушка или дедушка, сестра или брат. Вот пример. Пятиклассник не занимался полноценно, нуждался во внимании, пока не пожил неделю с тётей. Отличница, выпускница МГУ, послужила отличным примером ребёнку, несколько раз обсудила с ним изучаемые темы, посмотрела тетради — ребёнка как подменили: захотел, как тётя, много знать.
Бывает, что дело не в самоорганизации, а в пробелах: ребёнку сложно, когда лавиной накрывают новые задания, если он ещё не разобрался в предыдущих. В таких случаях поможет репетитор или онлайн-курс по предмету. Второе — более экономный вариант. Курс подготовки к ВПР в 4 классе, который я веду, включает 3 предмета, что облегчает повторение.
Успешная сдача ВПР — ещё один мотиватор: позиция «я могу» закрепляется, ребёнок начинает верить в свои силы и постепенно учится обходиться без помощи родителей.